Экстерьер, процессорные мощности и сетевые интерфейсы.
Графический процессор, использованный в консоли, несет гордое название PowerVR SGX543MP+. Такой же, только без плюса, работает в iPad2, который, в общем-то, хорошо себя зарекомендовал. Что касается «плюса», то возможно, и есть у новинки какие-то преимущества, но конкретно об этом нигде информация не опубликована. Тем более, что каждый производитель оптимизирует архитектуру системы под свои задачи.
Центральным графическим процессором выступает четырехядерный ARM CortexTM- A9 core, «оперативки», как и во втором «яблочном» планшете, 512 Мб. А объем видеопамяти составляет 128 Мб. Очень приличные показатели для такого небольшого устройства.
Размеры консоли составляют 182.0 x 18.6 x 83.5 мм, вес устройства без 3G модуля приблизительно 260 грамм, с сотовым модемом – 279 грамм.
Устройство пока поставляется в единственном варианте черного цвета. Но, вспоминая опыт предшественницы, полагаем, что на пике жизненного цикла устройства, появятся и другие цветовые предложения, с целью подстегнуть продажи.
Все разъемы размещены на торцах устройства. Это разъем для подключения питания и компьютера через USB-провод, гарнитуры, слот для SIM-карты, слот для карты с игровыми приложениями, разъем для дополнительной периферии (что называется на вырост), разъем карты памяти для хранения мультимедийной информации и сохранений игр. Здесь нас подстерегают первые разочарования. Несомненно, хорошо, что столь портативное устройство наконец избавилось от оптического носителя, однозначного анахронизма 21 века. Но флэш-карты, даже для сохранения собственной информации, Sony выполнила в своем проприетарном формате.
То есть, никакой преемственности с предыдущей консолью нет и в помине. Для Memory Stick Pro Duo придется придумать какое-то другое применение. Например, купить «мыльницу» от Sony. Стоимость карт не заоблачная, но и не самая гуманная. 16Гб карта обойдется вам почти в 2 000 рублей. А с меньшим объемом и делать, пожалуй, ничего не стоит. Особенно, если вы планируете использовать консоль по полной программе, с точки зрения мультимедийного устройства. А если приобретать игры на специальных носителях Sony, то вполне хватит и карты с минимальным размером в 4 Гб, так как сохранения игр занимают совсем мало места.
Оптимальной по цене является 8 Гб карточка (1500 рублей), а лидер расточительности 32 Гб - карточка с ценой в 3 500 рублей. А еще лучше приобретать сразу набор с карточкой памяти. Также, необходимо отметить, что игры из Playstation Store закачиваются на карточку памяти. И «весят» они отнюдь не мало. Например, игра Uncharted: Golden Abyss займет около 3.3 Гб, WipeOut 1.6 ГБ. А если захочется взять с собой несколько игр, да и отказываться от мультимедийной коллекции нет никакого желания? Придется поломать голову. А ведь есть еще такое искушение как демо-версии.
Весят они почти как полноценное приложение, есть лишь ограничения на доступные уровни или время игры. Перетыкать столь миниатюрные носители неудобно, велико желание приобрести карточку большого объема, а он у нас ограничен 32 Гб, что оказывается совсем немного. На эту же карту будут устанавливаться приложения, такие как Twitter, Skype, Flickr. Несложно догадаться, что отъедать место на карте будут не только сами программы, но и их кэш и локальная история переписки и работы. А еще, для каждой игры выходят патчи, «заплатки», исправляющие огрехи в игре. И сохраняются они все на той же карточке памяти.
Как мы уже говорили, игры продаются на картах собственного форм-фактора. Здесь все понятно, борьба с пиратством – головная боль любого производителя игрового «железа» и издателя. Странно, что на них не оставили хоть чуть-чуть места для сохраненных игр. Даже на картриджах Nintendo GameBoy Advance было отведено место под сохранения. Нам это показалось неочевидным, но с другой стороны, нас просто заставляют приобрести минимум один аксессуар – карточку памяти. Получается размазанная цена, где стоимость владения отличается от привлекательного ценника революционного устройства на витрине.
Экран
Конечно же, экран - это то, на что обращаешь внимание сразу, еще издали.
Он яркий, очень контрастный, выдаёт изумительную картинку. По сравнению с предшественницами, PS Vita получила 5 дюймовый OLED экран. Технология подразумевает прекрасные характеристики, лучшие на данный момент в индустрии. К тому же, никаких компромиссных технологий - «костылей», типа PenTile, когда пиксели располагаются своеобразно, давая слегка размытую картинку. Подобные технологии применяются в современных смартфонах, в том же Samsung Galxy Note или новейших OLED телевизорах LG. У консоли, что называется, все по-честному: пиксели расположены по схеме RGB.
Разрешение для такой «малышки» тоже впечатляющее – 960х544, то есть практически половина от Full HD по каждой из сторон. Самое забавное, что еще несколько лет назад 11 дюймовый OLED телевизор от Sony XL-1 стоил в рознице 179 990 рублей! Конечно, нельзя не сказать, что экран емкостной и работает мультитач.
Камеры
Камер две. Передняя камера, с разрешением 320х240, предназначена для видео-общения. Задняя, разрешением 640х480, позволяет снимать видео с частотой кадров до 60 fps, и будет также использоваться в играх и приложениях с дополненной реальностью.
Органы управления
Если проанализировать, то практически вся консоль представляет собой один сплошной контроллер. Посудите сами: сенсорный экран, практически на всю площадь передней панели, мини-джойстики «грибочки» по бокам, крестовина со стрелками слева, четыре заветные кнопки Sony - треугольник, кружочек, квадрат и крестик, курки-триггеры сверху и сенсорная поверхность практически во всю заднюю часть консоли. При этом в саму консоль встроена шестиосная система отслеживания движения (трехмерный гироскоп и акселерометр, пространственный электронный компас). Все это тоже планируется использовать в играх и сервисах. У модели с 3G модемом есть еще и GPS-модуль.
Конечно, самым революционным и правильным, по сравнению с предыдущим поколением портативных консолей от Sony, мы считаем появление второго мини-джойстика справа. Раз уж разработчик говорит о преемственности с предыдущими поколениями игровых приставок, то, как обойтись без двух аналоговых мини-джойстиков, если начиная с первой PSX на контроллере их было именно столько? И ни о каких шутерах от первого лица на PSP не могло быть и речи, настолько неудобным было управление. Если для обзора/прицеливания можно было использовать единственный аналоговый джойстик слева, то перемещаться при помощи кнопок-значков справа – то еще, сомнительное, удовольствие.
Теперь это досадное недоразумение кануло в лету и у легендарных серий Call of Duty, Battlefield и прочих, появилось светлое будущее. Особенно, если учесть все многообразие сетевых интерфейсов и сервисов, которыми просто напичкана PS Vita. К тому же, мини джойстики стали располагаться выше над уровнем консоли, что дает больший диапазон движения.
Так как ширина устройства не изменилась, в этом смысле у консоли оптимальный размер для портативного игрового устройства, то инженерам пришлось несколько уменьшить размеры кнопок и крестовины. Но это не сказалось на эргономике и удобстве управления. Верхние триггеры остались на месте и также выполнены из прозрачного пластика.
Абсолютным новшеством в консольном «игростроении» явилась и задняя сенсорная площадка. Она расположилась между двумя эргономичными выемками под хват и представляет собой гладкую поверхность, чувствительную к нажатиям. Распознается сразу несколько прикосновений. К сожалению, пока игры, использующие эту технологию, больше напоминают технодемки, но надеемся, что с развитием консоли, найдутся студии, которые используют эти возможности «по полной», чтобы представить нам интересный геймплей, где данная функция будет являться неотъемлемой частью игрового процесса.
По нашему опыту, действительно интересные тайтлы появляются через год – полтора после выхода консоли: технические возможности исследованы и есть время на разработку интересного игрового процесса.
Интерфейс
Интерфейс PS Vita является ярким доказательством того, что можно и нужно придумывать что-то абсолютно новое, не в ущерб удобству и здравому смыслу. В наш век, когда для гаджетоманов осталось почти 2-3 концепции мобильного интерфейса (Apple iOS, Android и Windows Phone), было приятным сюрпризом встретиться с незнакомой концепцией. В принципе, те же пролистывания, смахивания, мультитач жесты. Все это, мы, так или иначе, где-то видели. Но иконки, во-первых, круглые, объемные и, во-вторых, забавно покачиваются при перелистывании, да и вообще не застывают на месте. Иконки и пункты меню большие, очень большие! На экран помещается всего 10 иконок приложений.
Чтобы приступить к работе, надо просто потянуть за слегка отогнувшийся край экрана. При пролистывании, когда вы доходите до края, содержимое растягивается, будь-то шапка или «подвал» сайта. А пункты меню отрываются друг от друга, но самый нижний пункт остается на месте. Конечно, это лучше попробовать на личном опыте. Анимация плавная и красивая.
Когда вы находитесь в интерфейсе, играет приятная музыка. Конечно, ее можно отключить, но у нас такого желания не возникло.
Игры
Ну что и говорить! Это, несомненно, игровая консоль нового поколения. Мощность аппаратной начинки позволяет ей работать с приложениями, по уровню не сильно уступающим тем, которые созданы для полноценной консоли PS3. Даже сами производители подчеркивали, что они хотели создать портативную консоль, которая бы позволяла играть в приложения с «больших» полноценных приставок. То есть, игра начинается на большой консоли, затем вы перебрасываете сохранение на PS Vita, продолжаете играть в дороге, а вечером снова еще полчасика «рубитесь» у телевизора.
Игры, несомненно, поражают любого, кто видел их на портативных консолях предыдущего поколения. Графика стала в разы лучше, текстуры богатые и вам не придется делать никаких скидок на миниатюрность решения и слабость начинки. При этом, никаких «тормозов»! На тестируемой нами Uncharted Golden Abyss мы получили картинку, которая если и уступала той, что мы видели в последней версии консольной Uncharted 3, то совсем чуть-чуть. Может, текстуры чуть-чуть проще. С точки зрения геймплея, перестрелок, прыжков, открытых пространств - все было просто изумительно и никак не верилось, что ЭТО уместилось в столь маленьком устройстве.
Если раньше первая PSP, из-за наличия единственного аналогового стика, скорее подходила для гонок, аркад и ролевых игр, то с двумя джойстиками появилось больше возможностей для игр в различные жанры. Не удивимся, если известные тайтлы перекочуют с PS3 на PS Vita практически неизмененными. И разработчикам не придется ломать голову над тем, как оптимизировать управление для «однорукой» версии консоли.
Неприятным сюрпризом для нового обладателя портативной консоли могут оказаться цены на игры. При довольно гуманном ценнике у главного конкурента – планшета, будь то iPad или же на Android, цены для PS Vita могут очень удивить. Да, это полноценные игры, по уровню не уступающие аналогам на большой консоли. Но тот же Uncharted Golden Abyss стоит в магазинах от 1 800 до 2 000 рублей. В он-лайн магазине Sony Playstation Store – 1799 рублей. За виртуальную версию – довольно прилично. Те же гонки Adrenaline, пусть и с чуть-чуть улучшенной графикой, стоят 1089 рублей, в тоже время как на iPad, с новым разрешением экрана - 4 доллара. И давайте не забывать, что в AppStore бывают распродажи, и мы сами приобрели «яблочную» версию гонок за один доллар.
Мультимедия
Предыдущая версия привлекала многих покупателей своим мультимедийным функционалом. По сути дела, это был первый доступный портативный видео-проигрыватель. С музыкальной стороной все обстояло тоже неплохо. Приятный звук, визуализаторы, эйквалазеры. С этим у PS Vita пока не так здорово. Из видео поддерживается только формат MP4. А ведь с таким экраном смотреть фильмы или сериалы в дороге – то, что надо. Аудио не сортируется по папкам, видео-визуализаторов нет. В общем, прицел у новинки явно не в сторону контента. Хотя, со временем, ситуация может измениться, при помощи новых прошивок или стороннего софта, если его пустят в Playstation Store.
Питание и аксессуары
В комплект поставки входит адаптер питания. Сам он небольшой, но с двумя «хвостами». Один намертво соединён проводом с розеткой, со второй стороны втыкается кабель, посредством которого вы сопрягаете устройство с компьютером или PS3. Частое втыкание-вытыкание провода никогда не шло на пользу разъемам, так что, если вы планируете часто переносить или менять информацию на PS Vita, имеет смысл приобрести отдельный data кабель.
PS Vita оборудована несъемной батареей. При стандартных настройках (яркость экрана выставлена по умолчанию, Bluetooth не активен, наушники подключены) заряда батареи PS Vita хватет на 3-5 часов игры, 5 часов проигрывания видео и 9 часов прослушивания музыки. Неснимаемая батарея вызывает самые большие опасения. Все-таки, по опыту предыдущей версии консоли, жизненный цикл устройства составляет не менее 5 лет. И что может произойти с аккумулятором за это время, одному Богу известно. Отдельных гарантийных программ для батареи нет, так как она не подлежит самостоятельной замене.
Как заявляют представители компании, гарантийное обслуживание батареи входит в гарантию на саму PS Vita. А она у нас составляет 1 год. Сколько запросит сервисный центр, например, через 2 года можно только догадываться. Пока цены в интернете варьируются от 1 200 до 1 700 рублей.
Итог
Однозначно можем утверждать, что PS Vita – знаковое устройство. К сожалению, консоль появилась в сложное, переломное время для мобильного гейминга. Несомненно, за PS Vita стоит портативность, прекрасный экран и самое главное, наличие аналоговых тактильных контроллеров. А также, самые передовые игровые студии, которые позволят консоли развернуться на все 100 процентов своей мощности. Цена самой платформы также пока выгодно отличается от планшетов со сравнимыми характеристиками (экран, процессор, память). Стоимость версии с 3G модулем составляет 14 990 рублей, а Wi-Fi версия - 11 990 рублей.
Планшеты также стремятся предоставить возможности, сравнимые по игровым ощущениям с аналогами портативных консолей от разных производителей. Если учесть стоимость игр для планшетных платформ, то становится понятно, насколько остра будет конкуренция. Но именно то, что скажут «не хардкорные» геймеры и любители аналогового полноценного управления и решит судьбу новинки.