Готов поспорить: World of Warplanes не привлекала бы такого внимания, если бы не ошеломляющий успех World of Tanks. Ведь ее концепция мало чем отличается от предыдущей MMO от Wargaming, а та набрала популярность далеко не сразу. В прототипе, показанном на КРИ 2009, трудно было разглядеть грядущий хит. Как может «выстрелить» проект, в котором несколько танков катаются по уродливой карте и палят друг в друга?
Лишь закрытый бета-тест, куда, помимо тысяч счастливчиков, позвали и прессу, расставил все по местам. Даже когда стало ясно, что это не просто очередная сетевая игра, а культурный феномен, реакция журналистов сильно запаздывала. Например, на AG интервью по WoT появилось только спустя полгода после ее релиза. Да и толпы тоже подтягивались постепенно. В марте 2011-го пик онлайна едва перевалил за 120 тысяч, сегодня же на русских серверах втрое больше игроков.
Игнорировать следующие шаги такой студии — все равно что не замечать анонсы Valve или Blizzard. Разумеется, мы с радостью приняли предложение Wargaming лично опробовать «бету» World of Warplanes. Однако то, что проект греется в лучах софитов, еще ничего не значит. Мало ли перспективных MMO не оправдали надежд вопреки отличной родословной?
Хищные птицы
Впрочем, поначалу кажется, что у World of Warplanes все непременно будет в порядке. Уж слишком хорошо ее страхует World of Tanks, поклонники которой смогут использовать существующую учетную запись с запасами накопленного опыта и валюты. Да и интерфейс «ангара», где проходит время между сражениями, для них как родной.
Единственный режим «беты» близок к «стандартному бою» WoT. Команды из 15 человек (сейчас они зачастую меньше) должны расстрелять соперников или заполнить шкалу захвата территории. Правда, для этого нужно не летать над неприятельской базой, а уничтожать наземные объекты и корабли. Но суть примерно та же — если враг решит спрятаться и избежать стычки, то обязательно проиграет.
57 доступных самолетов разделены на три класса. Легкие истребители, которые есть у всех наций, охотятся на воздушные цели. Недостаток брони они восполняют потрясающей маневренностью. Толстокожие советские штурмовики не боятся огня зениток и смело наносят удары на бреющем полете. Противников, садящихся им на хвост, отгоняет бортовой стрелок под контролем ИИ. Ну а немецкие тяжелые истребители делают ставку на универсальность.
У американцев также есть ветка палубной авиации, но представленные в ней образцы очень похожи на другие легкие истребители. Быть может, разрыв станет заметнее, когда в World of Warplanes позволят улучшать оборудование и развивать экипажи. Пока же можно сопоставлять самолеты разных уровней, от «новичковых» бипланов до машин времен Корейской войны. Главный сюрприз — переход на реактивные двигатели. С их помощью легко оторваться от «поршневых» соперников, но для ближнего боя они подходят плохо.
Рыцари неба
Хотя до таких тонкостей, конечно, еще нужно добраться. Далеко не все, кому по нраву World of Tanks, будут в восторге от здешнего игрового процесса. Ведь разобраться в «танках» и начать приносить пользу команде намного проще — игрок с минимальным опытом в шутерах вникнет за считанные минуты.
World of Warplanes гораздо жестче — отвернетесь от экрана на секунду, и обломки разбросает по склону так некстати подвернувшейся горы. Но дело даже не в этом. Вы можете вызубрить, какие кнопки отвечают за закрылки, хвостовой руль направления, обороты двигателя, можете полностью сосредоточиться на игре — и все равно будете глупо гибнуть почти в каждом бою.
Физическая модель, пугающая новичков в большинстве авиасимов, тут совсем не при чем. Она-то дружелюбна и наказывает лишь тех, кто допускает самые грубые ошибки или не справляется с управлением из-за повреждений. Как и в World of Tanks, можно сломать противнику разные модули, только урон пока рассчитывают странно. Иногда возгорание вызывает первая же пуля, а после тарана самолеты отскакивают друг от друга точно резиновые мячи и спокойно мчатся дальше.
Настоящий бич молодой поросли — местные асы, которые не просто налетали уйму часов, а догадались прочитать пару заметок по тактике воздушного боя. Многое зависит и от врожденных талантов. На земле достаточно объехать вражеский танк и выстрелить ему в борт. В небе нужно знать хотя бы основные приемы высшего пилотажа и уметь четко их выполнять.
Автопилот
Чтобы понять масштаб проблемы, взгляните на «счет» лучших из реальных летчиков Второй мировой. Из-за особенностей игровой механики стать виртуальным Кожедубом куда легче, чем Виттманом в World of Tanks. А еще вероятнее — превратиться в одну из звездочек на его борту. Зато при должном мастерстве вы наверняка собьете истребитель на несколько уровней выше своего. Страшно представить, что будет, когда в игру наконец-то добавят звенья друзей!
Правда, судя по тому, как именно разработчики адаптировали управление под новичков, для впечатляющих результатов в World of Warplanes необходим джойстик. Двигая мышь вбок, вы перемещаете по экрану специальный маркер, а игра автоматически меняет курс, дабы метка вновь попала в перекрестье прицела. Поначалу очень удобно — нельзя перепутать кнопки и разбиться, — но чем вы опытнее, тем сильнее угнетает эта опека. Если же забыть о мыши и рулить только с клавиатуры, маневры становятся более аккуратными, и в то же время так труднее вести точный огонь по цели. Ну, угодить каждому авторы вряд ли сумеют.
Уж лучше уделить внимание вопросам, чьи решения лежат на поверхности. Шесть степеней свободы делают битвы более непредсказуемыми, однако оригинальных карт еще маловато. Складки рельефа не слишком важны. Куда серьезнее влияет погода, а пока, кроме редких облаков, тут смотреть не на что. Нужны и другие режимы, желательно не через пару лет, как «Штурм» и «Встречный бой» в World of Tanks.
* * *
Впрочем, все опасения — оттого, что нам небезразлично будущее World of Warplanes. Хочется, чтобы Wargaming не осталась «компанией единственного хита», а закрепилась на онлайновом рынке. Ее новый проект гораздо рискованнее, чем «танки». К счастью, уже на этапе бета-теста он выглядит солидно, и мы, надеюсь, проведем за штурвалом немало веселых ночей.