Течение мирной жизни маленького городишки Южный Парк, затерянного где-то в горах Колорадо, нарушали сразу несколько событий. Во-первых, в небе кружила тарелка инопланетян, которая каждую ночь похищала людей и ставила над ними бесчеловечные опыты. Во-вторых, город наводнили сотрудники спецслужб США. В-третьих, Орда принудительно заставила Сити Вок подавать только монгольские блюда. В-четвертых, прибыло новое семейство с нормальным и милым (только молчаливым, как Гордон Фримен) ребенком, а это всегда сулило неприятности. И в-пятых, Картман, как это и положено троллю 80 уровня, начал многовековую войну между людьми и эльфами не на жизнь, а на смерть. Предметом спора двух рас стала Палка Истины — легендарный артефакт, позволяющий повелевать судьбой Вселенной.
«South Park: Палка Истины» — это, конечно, пародия, высмеивающая и игры вообще, и ролевые отдельно. Она с начала и до конца в буквальном смысле посвящена говну и палкам, которые силой воображения становятся великими артефактами и могучим оружием. А также их владельцам, силой того же воображения ставшим темными властелинами, грозными магами и прочими ужасными воителями. У эльфов приклеенные уши, а шапка барда сделана из газеты. Магия основана на пердеже, а мощное оружие сделано из розового вибратора. В этом смысле «Палка Истины» совершенно соответствует оригинальному сериалу и ничуть не церемонится с публикой. Высмеивая стереотипы, связанные с ролевыми играми, ее создатели стараются никого не обделить, никого не забыть, всем издевательски поклониться — а потому одним из первых заданий тут становится убийство гигантской крысы в подвале бара.
Но в вопросах глобального сюжета и игровой механики «Палка Истины» остается искренней RPG в лучших традициях жанра. Из чего бы ни были сделаны мечи, они действительно наносят ощутимый урон противникам. Даже если заклинание приходится не кричать, а пердеть, оно разрушает стены и повергает врагов в бегство. И пусть на самом деле зелья — это буррито, кофе и газировка! Они все равно воскрешают напарников, позволяют ускориться или применить особые способности. Никакой деконструкцией жанра тут и не пахнет — разработчики из студии Obsidian искренне любят RPG и ничего кроме них не умеют делать, поэтому на такие задачи не замахиваются. Они выпустили честную, чистую ролевую игру с пошаговыми боями, магией-шмагией, побочными квестами всех видов и сортов и основной историей, которая заканчивается спасением мира вообще.
Впрочем, как ролевая игра она нарочито упрощена. Ее сюжет линеен (как палка), диалоговых опций тут не существует, а все различия между четырьмя доступными игроку классами несущественны. По большому счету, неважно, кем играть — воином, магом, вором или евреем. Хоть у них и есть свои особые способности, все в равной степени могут носить доспехи, применять оружие и использовать магию кишечных газов.
Бои в игре тоже вполне просты: в них нужно ходить по очереди и атаковать противника, нажав в определенный момент нужную кнопку. Если сделать это вовремя, то герой проведет идеальную атаку и получит бонусы. Если броситься в бой слишком рано или слишком поздно, то сам герой может пострадать от собственной неуклюжести, а вот враг останется практически невредим. Главного героя в сражениях сопровождают напарники — от паладина Баттерса до принцессы Кенни [ремарка от Картмана: «не спрашивай, почему Кенни решил быть девчонкой»]. Каждый напарник обладает особыми способностями. Принцесса, к примеру, может призвать боевого единорога или заразить противника гонореей через поцелуй (это плохо скажется на параметрах врага), а Баттерс поражает врага молнией или превратиться в профессора Хаоса и совершить случайное действие особой мощности.
Таланты напарников в «Палке истины» применяются не только в боях. Во время прохождения герою (молчаливому новичку) довольно часто попадаются логические загадки, в которых нужно использовать особые таланты компаньонов, будь то навык Стэна призвать пса Спарки или умение принцессы вовремя показать сиськи, чтобы четвероклассники, простите, эльфы полностью потеряли волю и способность к сопротивлению.
Для решения загадок в игре используются не только напарники, но и способности самого героя. Он начинает как обычный человек, который не наделен никакими особыми навыками (если не считать магию пердежа и умение быстро приобретать друзей на фейсбуке). Но по мере прохождения он обретает умение телепортироваться на короткие расстояния и уменьшаться в размере. И для того, чтобы пройти какое-то неочевидное место, нужно понять, как именно и в какой последовательности применять свои таланты. Уменьшиться и телепортироваться? Или наоборот? Уменьшиться, телепортироваться, выстрелить, призвать определенного напарника и применить его особую способность? Игра никак не объясняет логику загадок, поэтому первые из них могут вызвать некоторое недоумение. Но после двух подобных моментов то, как они работают, становится очевидным — как и то, что ни одной по-настоящему трудной головоломки в игре нет. Ни одна из них не способна задержать игрока больше чем на одну-две минуты.
«Пространственные» таланты главного героя помогают ему и при покорении самого Южного Парка — там с их помощью можно найти тайники и новых противников. Но даже без них изучать географию города — увлекательнейшее занятие. Ходить тут по улицам — все равно, что гулять по Минас Тириту, Хогвартсу или любому другому месту из любимой сказки; это сплошной восторг. Кто живет по соседству с мистером Мазохистом? Кто трахает лошадь в соседнем доме и будет недоволен, если к нему вломиться? Где можно спереть трусы? Где находится абортарий и как найти Иисуса? Трудно ли попасть в кинотеатр? Где прячутся Эл Гор и Челмедведосвин и как попасть в гости к мистеру Хэнки? Как добыть флейту и каким образом можно попасть с окраины Колорадо в Канаду? Узнавать это, бродить по улицам и наблюдать, как знакомые по мультсериалу места упорядочиваются и становятся настоящим городом (насколько Южный Парк вообще может стать настоящим), — потрясающее впечатление.
Изучение города удачно уравновешивает основную сюжетную кампанию игры. Она, конечно, очень увлекательна, но многочасовой эпизод Южного Парка — совсем не то же самое, что и двадцатиминутный. Иногда кажется, что в кампании вот-вот переборщат, и тогда останется только выключить игру навсегда и больше к ней не прикасаться. В этот момент от сюжета нужно отвлечься. И вот тогда блуждания по улицам оказываются очень кстати. Поиск спрятанных сокровищ и битвы с нацистскими зомби позволяют слегка расслабиться после путешествия по прямой кишке или нападения гигантских тестикул — чтобы потом с новыми силами вернуться в бездны смешной, умной и едкой сюжетной кампании.
Неторопливое прохождение «Палки Истины» занимает примерно двенадцать-пятнадцать часов, и игра заканчивается как раз вовремя: она не успевает надоесть и стать совсем пошлой и несмешной. Зато она оставляет желание вернуться в Южный Парк и чувство родства с его персонажами. И после финальных титров хочется повторить за героями сериала их обязательную фразу.
Сегодня мы многое поняли. Сиськи принцессы — это могучее оружие, а привязаться можно даже к Картману.
Надежда Вайнер