Большинство загружаемых дополнений для шутеров создаются на основе подхода «бери и миксуй», т.е. разработчики в разных вариациях компонуют друг с другом стили, локации и расположение всевозможных элементов на картах. Ожидается, что вы, покупая такое дополнение, чувствуете, будто не зря потратили свои деньги. Однако DICE использует к Battlefield 3 другой подход, создавая каждый новый аддон на основе определенной темы или стиля игры.
Aftermath можно с полной уверенностью назвать самым тематическим из всех. Перед отправкой геймеру его нужно было засунуть в картонную коробку с надписью «Игровой набор для иранского землетрясения», а в качестве сувенира приложить искореженное пластиковое окно. Aftermath – это набор из 4 карт, геймплей в которых строится на основе разрушительных подземных толчков, и этот элемент играет важную роль в режиме компании. Очень сильная идея, но, тем не менее, впечатления от аддона противоречивые: порой игра невероятно захватывает, а порой накладывает жесткие ограничения.
Хедлайнер дополнения – это карта, бои на которой происходят в самом эпицентре землетрясения, где разрушения сильнее всего. И название у нее соответствующее: Epicentre. Это локация в самом сердце города, главная улица которого испещрена глубокими провалами, создающими крутые скаты и временные туннели. В стороне от центрального двух-полосного шоссе, которое разрезает карту пополам и тем самым разделяет точки захвата, можно найти безлюдные дворы и площади, коридоры и лестничные клетки. Epicentre – это настоящий разрыв шаблона в режиме Conquest, поскольку бой плавно перетекает от тотальных перестрелок к напряженной разведке, сражаться приходится как на большой высоте, так и прижавшись грудью к земле. Куда бы ни упал взгляд, везде есть запасной отходной путь, что требует быстрой тактической мысли.
Однако мой фаворит – это Azadi Palace, еще одна карта, щедрая на крутые обрывы. Она занимает примерно один городской квартал, в котором можно бесконечно блуждать по развалинам или же, наоборот, невзначай выскочить на опасную открытую улицу. А в самой середине находится разрушающийся двухэтажный дворец с длинным внутренним двором и широкими винтовыми лестницами. Это здание – настоящая жемчужина карты и отличный пример того, каким захватывающим и богатым на события может быть игровое окружение, сделанное в пенатах DICE. Точки захвата расположены в идеальных местах: они дают защищающимся тактическое преимущество, тем самым заставляя нападающих проявлять максимум хитрости и идти на смелые стратегические решения. Независимо от того, бродите ли вы у фасада зданий или петляете в бункерах, это та самая карта, где с каждым разом попадаются все новые маршруты, тактические ходы и другие сюрпризы, даже если вы сыграли на ней 10 или более матчей подряд.
Обе карты вынуждают пользоваться двумя новыми транспортными средствами, появившимся в этом дополнении, – Rhino и Barsuk. Это модернизированные гражданские фургоны, которые, с одной стороны, будучи наполовину открытыми, подвергают пассажиров опасности обстрела, а с другой, дают им возможность отстреливаться самим. И не стоит забывать про установленный на крыше пулемет, позволяющий достичь боевого преимущества в те или иные моменты схватки. Обладая рядом достоинств, например, возможностью быстро добраться до места назначения, эти машины отлично подходят для Aftermath, но на других, более просторных картах Battlefield 3, они покажутся лишними, учитывая наличие танков и других транспортных средств.
Будучи жестко ограниченной локацией, скупой на размашистые маневры (возможен разве что короткий спринт), из всех карт дополнения Talah Market больше всего похожа на COD. И эта теснота предполагает множество маленьких укрытий, за пределами которых никто не собирается делать вам никаких одолжений. Здешние нравы учат постоянно наклоняться, быстро двигаться и не бить баклуши почем зря. Точно так же как рыночные предложения зависят от благоприятного ценового цикла, доступ к крышам предлагает совершенно другой уровень боя. При помощи своевременных маневров по всевозможным уступам и мосткам хитрые игроки могут не без успеха нападать на тех, кто бродит внизу, особенно, если они снаряжены новым оружием – арбалетом. Эта игрушка чертовски смертельна в умелых руках, но, возможно, она будет слишком в новинку для некоторых игроков.
Markaz Monolith – небольшая, но ужасно замусоренная локация. Это совсем неплохая карта, но уж больно типичная. Глубокие трещины на улицах намекают на то, чтоб использовать их и как укрытия, и как ловушки, но перемещение по их неудобным скатам обнажает недостатки движка игры: внезапно можно обнаружить, что вы застряли в маленькой яме из-за несовпадения геометрии полигонов. В таких случаях приходится с грустью для себя осознавать, что это все еще цифровой компьютерный мир. Единственное интересное место на карте – это разрушенный торговый центр, расположенный в центре. Быстрая рискованная пробежка по его потрескавшимся лестницам и крутым эскалаторам может, в зависимости от ситуации, обернуться гибелью для вас самого или же помочь застать врасплох кого-то из соперников.
В общем, это достаточно пригодная FPS-карта, которая, вероятно, будет выделяться на фоне всех этих модных военных шутеров, которые плетутся позади Battlefield и COD. Но Azadi Palace, построенная на той же идее, реализует ее с большим размахом и стилем, оставаясь при этом не слишком требовательной к начинке компьютера.
Aftermath хорош благодаря своей целостности и атмосфере, которую можно описать, как «Пыль и разруха». Вплоть до того, что постоянная игра на этих картах понемногу начинает нашептывать собственную небольшую, но чудесную историю. Впрочем, возможно, вы ее не услышите, но уж точно сможете создать сотни своих, покуда играете в Aftermath.
Однако нарратив игры (подслушанный или созданный самостоятельно), как бы он ни был хорош, не может сделать здешние карты менее однотипными. Жанр, в котором песчано-бежевые и коричневые текстуры уже успели стать штампом, Aftermath предлагает еще более песчаные, более бежевые и сверх коричневые пейзажи, которые только можно представить. Хотя у каждой карты наблюдается свой собственный цветовой стиль, в целом они выглядят однородными. Также стоит отметить, что возможностей для разрушения декораций, визитной карточки Battlefield, поубавилось ввиду того, что все вокруг и так уже почти разрушено.
Кроме того, появился новый игровой режим Scavenger, который тоже следовало бы доработать. Безжалостная сверхскоростная смесь из Team Deathmatch, Conquest Domination и Gun Game, где предстоит играть на уменьшенных вариантах карт. Вы появляетесь лишь с пистолетом, чтобы затем найти оружие получше, и мчитесь от одной точке к другой, по пути срывая флаги соперников и устанавливая свои.
Все это очень занятно, но в новом режиме напрочь отсутствует баланс и простор для тактики. За бортом остается навык улучшения арсенала, все что нужно – это научиться быстро замечать ярко-синие стрелочки, указывающие на оружие, болтающееся в воздухе. Это может быть SMG первого уровня или винтовка с лазерным прицелом третьего уровня. Вы просто хватаете его и бежите дальше.
Быстрый темп не дает заскучать, но в тутошней игровой механике нет почти никакого смысла, а, следовательно, если есть элемент, который подобным образом влияет на геймплей, появляется нежелательный дисбаланс. Невозможно избавиться от мысли, что тот игрок, который только что снял вас из снайперской винтовки, совсем не обязательно играет лучше вас. Ему просто повезло наткнуться на это оружие первым. Точки возрождения расположены хаотично. Очень часто приходилось возрождаться с противником буквально лицом к лицу. Режим необычайно бодрит, но в нем нет ни грамма той утонченности и специализации, которыми славится Battlefield.
Но с другой стороны, этот режим очень понравится тем, кому необходимо повысить свой ранг, т.к. это настоящая феерия для подъема опыта: играя в матчах, которые длятся, иной раз, меньше пяти минут, можно захватить множество флагов и заработать уйму очков.
Так или иначе, есть смысл опробовать этого хитрого DLC-лиса для ровного счета. Но я бы не рекомендовал это дополнение людям, которые ранее обходили Battlefield стороной и собрались покупать его отдельно. Только две из четырех карт заслуживают вашего внимания, новый игровой режим – это, скорее, лишь красивый фантик, чем полноценная идея, а новое оружие и транспортные средства практически нет смысла использовать за пределами Aftermath.
Однако Epicentre и Azadi Palace – это отличные карты, которые займут свое почетное место в вашем плейлисте. Они являются превосходной иллюстрацией того, насколько хорошо FPS-разработчики (в нашем случае – DICE) могут разбираться в создании виртуального пространства, пригодного для времяпровождения бесчисленного количества игроков. Если вы уже раскошелились на подписку Premium, то, наверно, уже поняли, что обе карты сполна ее оправдывают. Заварушка в развалинах получилась более менее нормальной.