И для этого есть причина. Ace Combat — это всегда несколько вечеров гарантированного удовольствия, которые пробуждают в любом мужчине внутреннего ребенка. Это яркие, динамичные, аркадные авиасимуляторы, которые дают возможность пронестись меж небоскребов на самых современных самолетах, захватывают сюжетом, закидывают игрока уникальными ситуациями и пару десятков раз взрывают мозг.
Долгое время Ace Combat был на высоте. Но даже при отсутствии конкурентов серия столкнулась с проблемой собственного роста — как это случилось, скажем, с Need for Speed. Фирменный геймплей начал устаревать, очередные части давали все меньше и меньше новых ощущений, ведь, по правде говоря, начиная с первой части и вплоть до Ace Combat 6 мы делали в игре примерно одно и то же. Очень долго авторам удавалось поддерживать интерес к происходящему за счет сюжета. Многие незнакомые с серией игроки часто удивляются: какой такой сюжет в авиасимуляторе?! Но в случае с Ace Combat он всегда был одним из основных достоинств.
Авторы придумали вымышленный мир с аллюзиями на современную действительность и постоянно разыгрывали в нем самые безумные сценарии. Ace Combat 3 и 5 навсегда останутся в памяти у игравших в них как восхитительные, полные драматизма и эмоций приключения. Правда, напирая на сюжет, разработчики из Project Aces в конце концов зашли в тупик. Шпионский триллер с разборками корпораций у них уже был, глобальный эпик — был, и даже предысторию вселенной они осветить успели. Творческие эксперименты тоже ни к чему не привели — так, в Ace Combat 6 авторы решили развести сюжет и геймплей, и, пока мы выполняли миссии, в роликах просто рассказывали истории нескольких персонажей, ставших жертвами войны.
Наверное, именно в этот момент я впервые осознал — летать в «голый» Ace Combat, когда происходящее в миссиях не мотивировано ничем, кроме брифинга, мне уже неинтересно. Одновременно на сцене появился Tom Clancy's HAWX, который был крайне слабой игрой, предлагал миссии в реальном мире, скучный сюжет, занудный геймплей и одну действительно интересную, но плохо реализованную идею с перехватами и исполнением фигур высшего пилотажа. Однако этого хватило, чтобы часть аудитории предпочла Hawx.
Теперь я очень рад, что HAWX вышел: в Project Aces поняли, что на их уютную нишу покушаются, позиции не так прочны, как хотелось бы, а Ace Combat нужно менять, в том числе для того, чтобы стать ближе к западной аудитории и новому поколению игроков. Даже продюсер игры Казутоки Коно не скрывал проблем сериала: «Вопрос стоял ребром — либо прекратить разработку Ace Combat, либо сделать что-то абсолютно новое, на новом уровне. И тут кое-кто мне сказал, что единственный человек, который имеет право уничтожить старый Ace Combat, — тот, кто его создал. И я осознал, что должен сам расправиться со своим детищем и изобрести его заново».
Что в итоге? В Assault Horizon формула геймплея полностью изменена, а действие перенесли в реальный мир. В результате на свет появился зубодробительный, красивый, яркий аркадный авиасимулятор, который непрерывно генерирует безумные сцены, держит у экрана вплоть до последней секунды и доводит до экстаза, как лучшие моменты фильмов Майкла Бэя. Но кое-что в нем все-таки может разочаровать, особенно поклонников сериала.
В первую очередь сильно проигрывает предыдущим играм сюжет. И виной тому все то же стремление японских разработчиков быть ближе к западной аудитории. Для написания сценария Project Aces наняли топового писателя техногенных триллеров — Джима ДеФелиса. Он выдал вполне обычную историю про заговоры и российских сепаратистов, которую легко спутать со сценарием очередной Call of Duty. Объединенные войска НАТО и России сталкиваются в Африке с террористами, которые завладели новым разрушительным оружием Trinity («Троица»). Выясняется, что их поддерживают русские наемники во главе с асом Марковым по кличке Акула. Дальнейшее расследование ведет к полноценному военному конфликту на территории ОАЭ, России и Америки.
В общем-то в сюжете Assault Horizon кое-где сохранились фирменные черты серии: злодей, как выясняется, тоже человек — и у него есть весомый мотив (в отличие от того же картонного Макарова в CoD); в начале игры главный герой видит свою смерть во сне — и всю игру мы в напряжении ждем момента, когда же это произойдет; во время атаки на Штаты сам президент выходит в эфир с патриотической речью — правильные пафос и стиль всегда были сильной стороной Ace Combat. К сожалению, всего этого «фирменного» в Assault Horizon слишком мало. В игре нет по-настоящему запоминающихся персонажей, нет драмы, предатель чуть ли не носит майку с надписью «Я за Маркова», а сюжет в итоге похож на кинофильм Top Gun, где все проблемы надуманны, персонажи плоские, зато много простых эмоций, и все радостно аплодируют приземлившемуся с пробитым баком герою. Не то чтобы это плохо, учитывая жанр игры, но... мы-то помним, что когда-то было не так.
Что удивляет — с политической точки зрения сюжет сверхаккуратный. Русские, конечно, козлы, но только часть — остальные пытаются им помешать. Даже когда дело доходит до бомбежки Москвы, герои делают это не в наказание, а чтобы освободить захваченный сепаратистами город. Американцы же получают по заслугам — в наказание за бомбежки Боснии. Согласитесь, не каждый день в играх можно увидеть нечто подобное. Особенно со сценарием от автора книги Rogue Warrior.
В отличие от сюжета, к обновленному геймплею смогут придраться лишь зануды. Старые Ace Combat были очень доступны и никогда не бросали игроку особого вызова. Он просто летал кругами, захватывал вражеский самолет в прицел и пускал две ракеты. В него самого попадали очень редко, а переигрывать приходилось, только когда за отведенное время не удавалось выполнить какое-нибудь задание. Интерес к происходящему поддерживался не только за счет сюжета, но и за счет огромного количества оригинальных ситуаций. Поскольку действие Ace Combat происходило в вымышленном мире, авторы могли позволить себе самые смелые безумства — с неба падал гигантский спутник, появлялся летающий авианосец, или же посередине миссии начиналась бомбардировка ЕМР-снарядами, от которых нужно было укрываться в каньонах и наносить удары по врагу только в перерывах между бомбежками. При этом в любой момент сюжет мог дать резкий поворот и оставить игрока ни с чем — в Ace Combat 5 приходилось бежать на рассвете с собственной базы на тренировочных самолетах без оружия и лететь на минимальных высотах, то и дело укрываясь от патрулей в пещерах.
Перенос действия в реальный мир наложил на авторов довольно много ограничений, сильно снизив количество яркого бреда и вместе с тем — веселья. Но в новых условиях авторы, кажется, сделали все, чтобы удивить и ошарашить игрока. Фирменный почерк АС узнается с легкостью. Уже во второй миссии на аэродром падает гражданский транспорт, прочерчивая по земле крылом и снося половину самолетов. Когда позже игрок готовится к спокойной посадке на аэродром — ему навстречу по тревоге взлетает десяток истребителей, между которыми приходится спешно маневрировать. Во время напряженного преследования вражеских самолетов среди небоскребов навстречу неожиданно вылетает некстати взлетевший «Боинг». Все это происходит на таких скоростях, что искреннее изумление гарантировано.
Assault Horizon ставит игрока в по-настоящему безумные ситуации. Только тут садящемуся на дозаправку напарнику могут зайти в хвост двое «МиГов», которые нужно судорожно сбивать, пока они до него не добрались. И конечно, последний враг взорвется прямо над взлетным полем — в метрах от севшего напарника. Еще готовьтесь гнаться на форсаже за ядерной ракетой, аккуратно отстреливать крепления кабины у поврежденного самолета коллеги, чтобы тот из него вывалился, и прятаться на Кутузовском проспекте от истребителей противника. Битвы с асами в эпицентре гигантского смерча прилагаются. Конечно, все описанное — фантастический бред, но при этом он дарит массу положительных эмоций и адреналина.
Геймплей авторы действительно во многом переизобрели и сделали, пожалуй, лучшую игру в жанре. То, что ежесекундно творится на экране в Assault Horizon, сложно описать словами: истребители закладывают безумные виражи, пулеметы строчат беспрерывно, противники феерически разваливаются на части, а небо заполняют бесконечные шлейфы от ракет. Теперь враги смело садятся на хвост и сбивают игрока, практически в каждой миссии предстоит погибнуть хотя бы раз. Отныне все стычки в воздухе завязаны на режиме Dogfight — при сближении нужно зажать две кнопки, и тогда начнется преследование, в котором самолет автоматически следует за неприятелем. Правда, игроку все равно нужно держаться на хвосте и регулировать скорость погони. Враг обязательно летит по какому-нибудь безумному маршруту среди небоскребов, выбивая куски из зданий и обрушивая строительные краны. При этом он спокойно может уйти от преследования, а другие противники сами могут сесть игроку на хвост.
В этот момент начинает работать система перехватов. Сделав ряд выкрутасов, можно исполнить фигуру высшего пилотажа и сесть на хвост уже преследователям. Позже враги тоже начинают делать перехваты, а стычки в воздухе превращаются в фантастически красивые и полные адреналина танцы асов. Невозможно передать словами те чувства, которые испытываешь, когда, сделав контрперехват, тут же пускаешь две ракеты в зад неприятелю, следом переключаешься на ракеты с мультинаведением и опускаешь на землю еще три самолета, попавшие в прицел.
Но геймплей не ограничивается только этим, и из 16 миссий лишь половина посвящена истребителям. Во-первых, появились миссии на вертолете AH-64D Apache, которые с успехом напоминают о Desert/Jungle/Urban/Soviet/Nuclear Strike'ах (популярная в 90-е серия вертолетных аркад от ЕА). Управлять «Апачем» не очень удобно, но на нем предстоит выполнить лишь два задания. Кроме того, действие одного из них происходит в Москве, так что подобный «довесок» — в радость.
Еще есть миссия с бомбардировкой на АС-130 — эдакий привет Call of Duty, только сделано все в разы интереснее и стильнее. Движок Ace Combat позволят создать куда больше ярких моментов и детально отображает не только самолеты, но и здания, и бегающих по земле людей, поэтому каждый разрыв снаряда шикарно демонстрируется с внешних камер. Позже дают выжечь вражину более осмысленно — уже на реактивном бомбардировщике с помощью ковровых бомбардировок. Жертвы всепоглощающего огня также напоследок красиво позируют перед камерой. Еще пару миссий предстоит провести за миниганом в другом вертолете, Blackhawk, — тут уж совсем все как в Call of Duty и Ghost Recon: Advance Warfighter, только масштабнее и веселее. В общем, за геймплей — твердая десятка.
Прибавьте к этому еще и мультиплеер, в котором есть разные типы геймплея, а самолеты и вертолеты сходятся в битве за различные мировые столицы. Собственно, это главное, что выиграла Ace Combat от переноса в реальный мир, — тщательно воссозданные города просто завораживают. В первой миссии я тупо летал над Miami Beach и радостно вопил окружающим: «Вот тут я жил в отпуске!» Когда началась миссия в Дубае — первым делом полетел смотреть на отель-парус и искусственный остров-пальму в океане с виллами российских чиновников. Ну а когда дело дошло до Москвы — здесь был настоящий экстаз. Ace Combat: Assault Horizon стоит приобрести просто ради возможности пролететь на Су-47 между небоскребами Moscow City, не говоря уже о зачистке на «Апаче» Кутузовского проспекта от танков. Словами не передать. В Assault Horizon — самая правдоподобная Москва, которую вы только могли увидеть в видеоиграх, пускай и воссоздана она не целиком. Конечно, на улицах все во льду и нет знаменитых пробок, но по сюжету это аргументируют.
Финальная миссия и вовсе шикарна — она проходит в небе над Александрией и Вашингтоном. Два аса встречаются в небе, их встречу показывают в слоу-мо «кабина к кабине». Один на Су-47 (если выберешь), другой — на ПАК ФА (совершенно верно — свежий российский прототип в роли самого крутого самолета в игре). Играет трогательная музыка со словами на русском. Конец близок. Напряжение нарастает. На огромной скорости проносится мимо маленький аэропорт Александрии, и мост Вудро Вильсона, и здание ЦРУ, и Пентагон, и обелиск Вашингтона. Это просто фантастика.
Ну и раз уж мы зашли так далеко — местные финальные титры под оригинальную заводную рок-композицию Gotta Stay Fly никого не оставят равнодушным. Эталон того, как должны заканчиваться подобные игры. Собственно, саундтрек игры — одна из двух лучших музыкальных работ для видеоигр в этом году (вторая — Battlefield 3). Именно он показывает, насколько тщательно работают японцы со своими играми. В нем полно энергии, стиля, души и фирменного почерка Project Aces. Одно то, что центральная тема игры звучит на русском языке с заложенным в текст смыслом, понимая который невольно жалеешь в последний миг своего врага, — говорит о многом.