Paradox взглянула на крестовые походы с другой стороны баррикад лишь теперь, в Sword of Islam. Почему так долго тянули? Дело в том, что нельзя взять и просто разблокировать арабские страны в главном меню. Ведь самое важное в Crusader Kings 2 — не маневры армий и захват чужих вотчин, а судьбы персонажей, на которые можно повлиять, когда вам подбросят очередную дилемму.
Тексты этих «случайных событий» были насквозь европейскими, поэтому многие пришлось переписать с нуля и подготовить для них свежие иллюстрации. Некоторые приключения придумали специально для мусульман. Например, набожный правитель волен совершить паломничество в Мекку. Цепочка встреч, ожидающих его по пути туда и обратно, напоминает текстовые квесты из King Arthur и «Космических рейнджеров».
Лидера, вернувшегося из хаджа, больше уважают, а игра ставит в досье соответствующую пометку. Престижных «перков» вообще много: «хафиз» (выучил Коран наизусть), «моджахед» (участник Священной войны), «факих» (знаток исламского права), «сеид» (потомок пророка Мухаммада)… Почетные титулы, вроде верховного судьи, в Sword of Islam тоже нестандартные. Так что даже в мелочах, создающих нужную атмосферу, авторы не подкачали. Интерфейс — и тот в арабском стиле.
Разумеется, на косметических изменениях Paradox не остановилась. Из новинок, серьезно сказывающихся на прохождении, самая очевидная — многоженство. Мусульманину разрешено иметь до четырех супруг. Какие уж тут проблемы с продолжением рода! Беда в том, что крупная семья — настоящий колодец со змеями. Дамы плетут козни, чтобы стать «любимой женой» (кстати, только она дает бонусы мужу), и урывают лакомые куски для своих детей. Братья и всевозможные дядюшки грызутся с удвоенной яростью, ведь система наследования куда гибче, чем на Западе — все владения умершего переходят к наиболее влиятельному из его родичей.
Хорошо хоть, что престиж отца не падает из-за безземельных сыновей. Тех, кто все-таки не сумел пристроить отпрысков, ждет суровое наказание. Бездельники ведут образ жизни, недостойный честного человека, бросая тень на всю династию. Чем больше лоботрясов, тем сильнее разложение солдат и бюджетные траты.
Лучший способ искупить грехи — не заставлять горячие головы усердно молиться, а послать их на войну. Благо мусульмане охотно нападают на соседей (расходуя при этом праведность). Повышенный доход с оккупированных областей (спасибо налогу с неверных!) тоже подталкивает к экспансии. Если родственники все равно погрязли в разврате, можно устроить радикальную «зачистку». Здешнее общество спокойно относится к арестам и казням, пока, конечно, вы не решите прикончить собственных детей.
Жизнь в исламском мире всегда бурлит: вчера держава росла как на дрожжах, а сегодня уже рассыпается после смерти монарха. К счастью, претензии на трон разделены на две категории, что помогает игре не скатиться в хаос. Сильные (есть только у пары самых близких наследников) позволено предъявить в любой момент. Слабые годятся, лишь когда правит женщина или регент, либо во время гражданской войны.
Это нововведение принес бесплатный патч 1.06, вышедший одновременно со Sword of Islam. Он добавил и другие мелочи, связанные с мусульманами. В юго-западном углу карты появилась территория, некогда принадлежавшая империям Мали и Сонгай, а названия африканских и ближневосточных государств отныне зависят от фамилии правящей династии.
Для аддона за 200 рублей Sword of Islam неожиданно хорош. Превосходная Crusader Kings 2 обрела второе дыхание —теперь с пряным восточным ароматом!