Западные MMORPG уже который год находятся не в самой лучшей форме. Редко какой проект может удержать внимание игроков больше, чем на несколько месяцев, после чего его ожидает бездна ада под названием F2P. Отличным примером служит Star Wars: The Old Republic, которая, как и сейчас TESO, позиционировала себя как новое слово в жанре, а на деле оказалась одним большим разочарованием. Сумела ли Bethesda оправдать ожидания? Ответ на этот вопрос неоднозначен.
582 год Второй эпохи - так называемый период Междуцарствия. Три фракции - Даггерфольский Ковенант, Первый Альтмерский Доминион и Пакт Эбонхарта – ведут кровопролитную гражданскую войну за пустующий Рубиновый Трон. Стремясь навести порядок в Тамриэле, верхушка Империи во главе с родом Тарнов заключает опрометчивую сделку с Орденом Черного Червя, в результате которой по всей империи снимается запрет на некромантию, а Король Червей - небезызвестный Маннимарко, при помощи интриг подминает под себя Имперский Город. Он действует в интересах лорда даэдра Молаг Бала, который решил воспользоваться благоприятным стечением обстоятельств и устроить полномасштабное вторжение в Нирн.
Игроку же уготована роль… Остатка. Его принесли в жертву, лишили души и заточили в Хладной Гавани, плане бога интриг. Собственно, главной целью игрока и является возвращения несчастной души.
Начало - самая слабая часть The Elder Scrolls Online. Вместо того, чтобы завлекать игроков, ZeniMax Online Studios приложили все силы на то, чтобы их отпугнуть. Почти сразу на нас обрушивается гора недостатков, один из которых графика. Так, Хладная гавань выглядит просто омерзительно. Серо-фиолетовая гамма только портит и без того слабую визуальную составляющую вкупе с не самой выдающейся работой дизайнеров. Игра смотрится как Morrowind без модификаций и красивого дизайна. Особенно плохо вышел вид от первого лица: эти кошмарные текстуры и низкополигональные руки будут преследовать вас в ночных кошмарах. Более того, управлять от первого лица оказалось крайне неудобным. Сильно мешает узкий угол обзора и отсутствие возможности посмотреть, что происходит сзади. Это особенно критично во время сражений с другими игроками. Как никак этот вид был сделан в последнюю очередь - под давлением возмущенных фанатов.
При этом игра страдает от всевозможных багов, что было особенно заметно в первые дни после выхода. Со временем студия исправила некоторые проблемы, поэтому играть стало приятнее. Однако часть ошибок осталась. То тут, то там можно натолкнуться на неработающие задания, для выполнения которых приходится в надежде искать новое зеркало мира, где квест, возможно, заработает, либо ждать патча по несколько недель. Конечно, по сравнению с другими MMORPG, старт The Elder Scrolls Online выдался не таким глючным. Но геймеры, купившие диск с игрой, оплатившие ежемесячную подписку и 500 рублей за проверку кредитной карточки, будут в любом случае разочарованы. Складывается ощущение, что являешься участником платного бета-теста будущего консольного релиза.
Но все это меркнет по сравнению с главной проблемой игры - кластерным мегасервером. И если в Eve Online он был реализован грамотно, то в The Elder Scrolls Online от него пострадали жители Европы. С помощью мегасервера ZeniMax Online избавились от проблем с очередями, и их на старте действительно не было, но зато пользователи с лихвой вкусили все прелести нестабильной работы игры. Дело в том, что европейский мегасервер расположен в США. Поэтому в игре наблюдается высокий пинг за 200 и, как следствие, множество проблем в геймплее. Санкции и новый тип расовой дискриминации в MMO - по континентальному признаку, не иначе. На это накладывается проблема вылетов на стартовый экран и в систему. Заходя в помещение, вы рискуете не прогрузиться внутри, а попасть в бесконечную загрузку, либо получить ошибку.
Стоит также сделать акцент на странных решениях разработчиков в области интерфейса и меню. Минимализм Skyrim не подходит для ММО, в которой необходимо следить за различными параметрами, но авторы в своем стремлении убрать все лишнее дошли до абсурда. В итоге, чтобы включить субтитры, приходится лезть в дебри ini-файлов. Все это, к счастью, лечится установкой пользовательских модификаций, которые сильно облегчат вам жизнь.
После многочисленных разрывов автора, может сложиться впечатление, что The Elder Scrolls Online вышла мертворожденной сразу на старте. Тем более, что бета-версия успешно отогнала многих поклонников серии. Но это не так. Где-то с 10-го уровня вы все-таки начинаете втягиваться, погружаясь в атмосферу любимой серии, даже несмотря на приличное количество дегтя в этой медовухе. Разработчики постарались по полной использовать возможности, которые им предоставляет мир серии. Взять, к примеру, пакт Эбонхарта. Это не фракция, а ходячее недоразумение: чванливые данмеры-рабовладельцы, враждующие с ними аргониане и вечно пьяные бесцеремонные норды. Если Ковенант связывают торговые соглашения, а Доминион - крепкая вертикаль власти, то Пакт Эбонхарта - союз, созданный от безысходности и отчаянья, из народов, которые не то что договориться, со своими-то проблемами не могут разобраться. Неудивительно, что их у них - выше крыши.
Помимо основной сюжетной арки, у нас есть 2 дополнительные – одна за молодую гильдию Бойцов, а вторая - за изрядно потрепанных Магов. В каждой зоне также есть свои сюжетные ветки, и среди них попадаются весьма занятные. Например, в Чернотопье мы сможем поближе познакомиться с таинственным Хистом и культом Ситиса.
Побочные задания разработчики постарались сделать как можно менее раздражающими и максимально разнообразными. Никаких «убей 1000 крыс» - количество вещей для сбора редко превышает десяток. Чего в игре много, так это заданий-расследований, во время которых нам придется вдоволь побегать по локациям, изучать места преступлений, опросить свидетелей и подозреваемых, маскироваться, шпионить за подозреваемыми и так далее. При этом в квестах зачастую присутствует неразделенный на черное и белое моральный выбор, который к тому же может произвести глобальные изменения в рамках окружающей местности. Например, решив спасти порт, вы обречете гарнизон крепости на гибель.
Эбонхарт – это еще и самая ностальгическая фракция для большинства игроков. Тут вам и Morrowind (правда, только его континентальная часть) и Skyrim (мало ли, кто-то соскучился). Разработчики постарались воссоздать знакомые места максимально близко к предшественникам. Так, Виндхельм, и Рифтен очень похожи на то, что мы могли видеть вSkyrim - с поправкой на увеличившийся масштаб, измененную архитектуру и то, что все события происходят за 1000 лет. А вот Морнхолд узнается только по храму трибунала и Альмалексии.
У каждой из фракций свой набор территорий, недоступный изначально другим. Но после достижения 50-ого уровня и прохождения основной сюжетной компании вам откроются и остальные зоны, но с соответствующие вашему уровню сложностями. Так что нормальным игрокам, а не задротам, играющим 24 на 7, будет чем занять себя на определенное время. Ни одна из провинций не была перенесена полностью в игру, оставляя разработчикам простор для выпуска дополнений.
Начав исследовать мир, вы натолкнетесь на еще один неприятный момент – соло-подземелья. Вот перед вами двемерские руины, а там… ничего нет. Потому что только что пробежалась орда игроков, снося все на своем пути. Сами подземелья выглядят очень однообразно - на ум сразу приходит Dragon Age 2 - и обычно построены по одному принципу: петля и простенький босс, вокруг которого толпятся шесть игроков, четверо из которых боты, добывающие золото.
Справедливости ради надо отметить, что на каждой локации есть одно публичное подземелье, сделанное на совершенно другом уровне - более разветвленные и обширные. Внутри вас будут поджидать орды монстров и целая охапка боссов, которые вполне могут разложить даже приличную компанию. Почему при бюджете в 200 млн долларов нельзя было сделать побольше нормальных подземелий вместо кучи клонированных пещер для нас остается загадкой.
Также в игре есть классические данжоны, доступные только группе из четырех человек. Драка за лут в них исключена - каждому участнику падает строго индивидуальные вещи, которые не привязываются при получении – ими всегда можно обменяться.
Зону приключений для рейдов - Краглорн - на момент написания рецензии так и не запустили - она все проходила полировку на тестовом сервере.
Что касается врагов и битв с ними, The Elder Scrolls Online - представитель нон-таргет боевой системы, дополненной аскетичной панелью умений. В этом плане игра очень напоминает Neverwinter Online: есть блок, простой и мощный удары, уворот, а также 5 активных умений и одна так называемая ультима - особо мощная способность, которая заряжается во время боя. Боевая система получилась отличной – битвы ощущаются более живыми и реалистичными особенно для MMORPG, где все погрязли в бесконечном повторении заветов World of Warcraft. Правда, радость омрачает пресловутые проблемы с мегасервером - то удары не засчитываются, то блок опаздывает, а уйти от атаки врага по площади практически невозможно.
Система развития персонажей претерпела изменения со времен Skyrim. Вернулись классы – теперь их четыре штуки. Отличие между ними только в индивидуальных ветках развития - по три на каждый. Для изучения доступно море умений: глаза так и разбегаются. На ранних уровнях велик шанс того, что вы создадите не супергероя, а форменное чудо-юдо, у которого возникают проблемы при прохождении групповых подземелий. Но так как в игре можно накопить около 300 скилл-пойнтов, то вы вольны выучить все, что вас заинтересует.
В том же меню умений можно наткнуться на раздел крафтинга, который вызывает ряд претензий. Во-первых, разные виды крафта неравноценны друг другу - есть 3 основных вида и 3 дополнительных. При этом куда-то подевалось ювелирное дело, хотя разнообразные кольца и амулеты в игре присутствуют. Прокачать поварскую профессию особого труда не составит, но вот ветка зачарования - одна сплошная пытка. Качается долго, а нужные предметы найти весьма проблематично. В этом случае вам может помочь аукцион, правда, тут его нет в привычном понимании. Есть гильдии, при вступлении в которые вам откроется доступ к внутреннему аукциону. Так как вы можете вступить аж в 5 гильдий, то вполне можно отвести 2 слота под торговые.
Ну и последним пунктом в нашей эпопее является Сиродиил – зона для PvP, на которой все три фракции сходятся в масштабных боях за титул императора. Тут есть две крупные проблемы: все тот же мегасервер и дисбаланс. В первый месяц игры игроков постоянно не пускало в зону, либо во время боя происходили дисконнекты. Более-менее нормально Сиродиил начал работать только под конец апреля - и это было достаточно весело. Масштабные схватки с применением катапульт, таранов и требушетов, штурм укреплений с проламыванием стен поначалу крайне захватывает. Чуть позже нудные многокилометровые марш-броски по огромным пустым пространствам начинают утомлять. Конечно, ничто не мешает в этот момент любоваться локацией в поисках знакомых достопримечательностей, но вы с трудом узнаете вотчину имперцев, знакомую нам по Oblivion. Дело в том, что в игре Сиродиил представлен не полностью, а в Имперский город невозможно попасть из-за осады. Мосты в город разрушены, а в воде вас поджидают пираньи-убийцы. Остальные города были разнесены к чертям - остались одни руины и… аббатство Вейнон, целое и невредимое. Мистика.
Вместо городов по всему Сиродиилу возведены крепости. Вокруг них и сосредоточены основные боевые действия. Укрепления можно штурмовать с применением осадных орудий, а осажденные могут лить на головы оппонентам кипящее масло. Всю эту пляску смерти портит дисбаланс классов, с которым разработчики пока никак не могут справиться. Бывает, что Dragon Knight вламывается в толпу противников и выносит пару десятков человек, при этом оставаясь в целости и сохранности. Причем это в уже исправленном варианте: изначально было даже хуже. Подобные проблемы вместе с техническими недоработками быстро убивают весь интерес к этому режиму, потому что долго скакать к одной крепости и сразу же умирать для того, чтобы опять долго скакать к другой – и так по кругу – совсем невесело. Прямо ARMA RPG. А без захватывающего PvP у The Elder Scrolls Online, по сути, не остается ничего, что надолго бы задержало игрока после долгой прокачки и весьма насыщенной PvE составляющей. ZeniMax Online наступили на все те же грабли - отсутствие сколько бы то ни было интересного энд-гейма, что является важным аспектом выживаемости любой MMORPG.
Сюжетная кампания The Elder Scrolls Online сделана действительно на хорошем уровне, и за событиями крайне интересно следить в особенности фанату серии, но по окончании игры не остается ничего, за что стоило бы проводить в игре долгие месяцы. Возможно, для разработчиков было бы лучшим решением выпустить новую сюжетную The Elder Scrolls, добавив туда кооператив и мультиплеер, а не делать еще одну MMORPG с платной подпиской, которую все забросят через пару месяц после выхода.
Что будет на консольном релизе, который был перенесен на полгода вперед, пока не известно. Если к тому времени Bethesda не отполирует игру, не исправит ошибки мегасервера, а также не придумает интересных занятий для игроков, достигших максимального уровня, The Elder Scrolls Online ждет падение в Обливион, прямиком в фиолетовую кашу к Молаг Балу.
Автор - VADIMEYS, редактирование - ACE, OPEX
Игра пройдена на PC.